Курсы преподавателей русского языка и литературы в СПО

В современных условиях развития Российской образовательной системы, той части, которая относится к дополнительному профессиональному образованию, наблюдается процесс постоянного поиска способов и методов совершенствования процесса обучения. Этот процесс включает формирование инновационных идей и сознания, а также всего, что относится к профессиональной деятельности современных специалистов. К подобной перестройке привело осознание несоответствия предметной монопрофессиональной организации образования потребностям современного трудового рынка, в условиях которого каждый современный специалист должен владеть определенными приёмами и способами в условиях, которым соответствует полипредметная и полипрофессиональная модель. Для того, чтобы эффективно решить вышеназванные проблемы, применение традиционных механизмов неоправданно и малоэффективно. Появилась необходимость внедрения инновационных и новаторских подходов, с помощью которых непрерывное образование педагогов СПО стало бы максимально эффективным. В частности, все инновационные методы, которые внедряются на данный момент в системе образования РФ способствуют реализации образовательных программ в СПО, а также укреплению кадрового потенциала, например, с помощью курсов преподавателей русского языка и литературы в СПО.

Для того, чтобы наиболее эффективно организовать профессиональную деятельность современных преподавателей следует устранить существующий дефицит всего, что относится к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Подобного рода дефицит как правило обуславливает стремительное устаревание информации, требующее осуществлять постоянное обновление процесса и содержания повышения квалификационного уровня, причем, это касается как федерального, так и регионального уровней. Следует отметить, что роль электронных ресурсов и прочих телекоммуникационных технологий в реализации дистанционного обучения сложно переоценить. В отношении дистанционного обучения ожидается повышение удельного веса в системе профессионального повышения квалификации, в частности на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО. В основе такого обучения должна лежать современная единая информационно-образовательная среда, причем, не стоит преуменьшать роль и значимость самообразования, как метода, с помощью которого происходит культурное и профессиональное самосовершенствование личности. Чтобы организовать непрерывный, гибкий и высококачественный процесс обучения на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО, в ходе которых можно повысить квалификационный уровень или пройти профессиональную переподготовку, потребовалась реализация образовательной программы СПО, в основе которой лежит современная единая информационно-образовательная среда. Для того, чтобы подобного рода задача могла быть решена самым оптимальным образом в процесс обучения были включены дистанционные образовательные технологи, которые могут обеспечить целенаправленную и контролируемую интенсивную самостоятельную работу учащегося на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО используя при этом индивидуальную образовательную траекторию независимо от времени и места реализации. Эта возможность приобретает особое значение осуществления обучения на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО, так сказать, без отрыва от производства.

Повышение квалификационного уровня в рамках обучения на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО благодаря чему реализуется образовательная программа СПО, должно основываться на таком понятии, как информационно-образовательная среда и включает обязательное непрерывное обучение и обогащение творческого и личностного потенциала на протяжении всей педагогической деятельности. Кроме того, благодаря непрерывному обучению создаются наиболее благоприятные условия для того, чтобы сформировать и откорректировать индивидуальную образовательную траекторию с учетом профессиональных и личностных потребностей, а также уровня, которому соответствует начальная подготовка и современные требования.

Методологическая основа, в рамках которой построена многоуровневая модель повышения квалификационного уровня на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО, в основе которых лежит современная единая информационно-образовательная среда, предусматривает реализацию:

  • непрерывности обучающего процесса;
  • открытость образовательной системы;
  • личностно ориентированной образовательной парадигмы;
  • компетентностного подхода работе над профессиональным портретом преподавателя;
  • деятельного и практико-ориентированного подхода в реализации методов образовательного процесса и прочего.

Кроме того, многоуровневая модель обучения на курсах преподавателей русского языка и литературы в ходе чего можно повысить свою квалификацию, основана определенных принципах. В частности, следует отметить принцип, в основе которого лежит абсолютная самостоятельность индивида с обязательным осознанием того, что влиять на процесс образования и его качество может каждый член общества. Для достижения нового уровня образования с преодолением множественных препятствий невозможно адаптировать к новым требованиям и условиям устаревшие профессиональные ценности, в то время как для достижения поставленной цели следует произвести новые. Выход на новый уровень образования предусматривает соответствие определенным требованиям, которые определяют, как именно должны развиваться человеческие способности. Другими словами, преподаватели должны стать думающими людьми, которые не боятся принимать решения, обладать способностями к развитию личного непрерывного процесса обучения с последующей ответственностью за выбранную траекторию.

Еще одним принципом многоуровневой модели обучающего процесса можно считать постоянное профессиональное развитие, которое подразумевает стремление и способностью к изменению собственной деятельности благодаря использованию инновационных способов и средств. Профессиональное развитие возможно лишь в том случае, когда педагог способен изменить собственное мышление и деятельность, что в конечном итоге открывает новые горизонты. Принцип, который подразумевает непрерывное образование, также подразумевает обязательное освоение способов непрерывного повышения квалификации, включая такие способы, как проблематизация и актуализация, индивидуальный образовательный маршрут и его составление, вхождение в образовательную сеть и прочие моменты. Также существует еще один принцип, который подразумевает сетевой характер обучения на курсах преподавателей русского языка и литературы в СПО, в рамках которого можно реализовать образовательные потребности непосредственно на рабочих местах и без отрыва от преподавательской деятельности. Также в рамках сетевого обучения необходимо учитывать образовательные возможности слушателей, поскольку процесс обучения не предусматривает получение академических знаний. Акцент делается, скорее, на овладение управленческими практиками и новыми способами преподавательской деятельности. В таком случае достигается гармонизация трех процессов, таких как образование, профессиональная рефлексия и профессиональная практика.

Читайте также